История дома началась в конце ХVIII века. Впервые он появился на плане города Минска в 1793 году, а в 1846 году дом купил судья, предводитель дворянства Минского уезда Эдвард Ванькович, один из представителей рода Ваньковичей герба «Лис».
Помимо господского дома в усадебный комплекс входили также флигели. Большое вытянутое здание слева – бывшая конюшня и каретная Ваньковичей. В желтом флигеле справа на первом этаже находилась кухня усадьбы, а на втором – квартира управляющего. На территорию усадьбы вели въездные ворота, подъездная аллея была обсажена деревьями.
Создавая этот музей, авторы проекта преследовали определенную цель: возродить эту усадьбу, сделать ее, как и в XIX веке, центром музыкальной и культурной жизни. Сюда приходили многие представители минской дворянской интеллигенции, собирались художники, музыканты. В доме Эдварда Ваньковича гостил его близкий родственник – композитор Станислав Монюшко. Здесь часто бывал писатель Винцент Дунин-Марцинкевич.
Ваньковичи жили в усадьбе до 1920 года. Последним ее владельцем был внук Эдварда Пётр Ванькович, который эмигрировал в Польшу, оставив все свое имущество. В 1920-е годы все строения усадьбы приспособили под коммунальные квартиры.
В 1980 году было принято решение о музеефикации усадьбы. Была проведена реконструкция: господский дом пришлось разобрать, так как он пришел в ветхое состояние, а на старом фундаменте по технологии XIX века из новых бревен возвели ныне существующий.
Поскольку обстановка дома Ваньковичей не сохранилась, представленные в музее экспонаты – мебель, люстры, ковры, часы (созданы в XVIII – первой половине XIX века) – переданы из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь.
В 2010 году во дворе усадьбы была торжественно открыта скульптурная композиция «Утро художника» работы Владимира Слободчикова, посвященная Валентию Ваньковичу и увековечившая образ белорусского художника-романтика.
В музее созданы три экспозиции: интерьеры шляхетской усадьбы конца ХVII – начала XIX века; портретная галерея с усадебными портретами конца ХVIII – начала XIX века и мемориальные залы о жизни и творчестве Валентия Ваньковича.
Первый мемориальный зал
Кроме архивных документов в мемориальных залах представлены живописные копии и репродукции работ художника В. Ваньковича, а также подлинные произведения современников Ваньковича: портреты Александра Монюшко (1816) кисти Яна Рустема; Марии Мицкевич (1856) Тадеуша Горецкого; Зинаиды Дивовой (1841) Ксаверия Каневского; натюрморты 1830-х гг. Ивана Хруцкого; картины «Вербное воскресенье» (1847) Канутия Русецкого.
Кабинет
Кабинет – место занятий, деловых приемов и отдыха хозяина дома. Его убранство обычно состояло из удобной, компактной, многофункциональной по своему назначению мебели. Пример тому – своеобразной конструкции бюро красного дерева, объединенное с комодом для белья и шкафом для книг. Руками крепостных выткан паласный ковер. Конторка, книжный шкаф, кресла и банкетка, ширма и люстра 1800–1830-х гг. дополняют убранство комнаты. Бронзовые часы, канделябр, чубук и книги дают представление о привычках и интересах хозяина кабинета.
Портретная галерея
Три зала музея занимает портретная галерея. В экспозиции музея нет портретов представителей рода Ваньковичей, но большая часть портретируемых – современники Валентия Ваньковича, занимавшие в обществе различное социальное положение, – магнаты, мелкая шляхта, военные, чиновники судебных ведомств, их жены и дочери. Портреты достаточно точно передают облик, характер, одежду, уровень культуры изображенных на них персонажей.
Столовая (третий портретный зал)
Последний портретный зал, в котором представлены портреты 30–40-х годов ХIХ века, располагается в бывшей столовой.
В зале выставлены предметы мебели из красного дерева: два кресла и диван со строгой спинкой классической формы, а также стол типа «сороконожка».
Для столовой Эдварда Ваньковича, в семье которого было тринадцать детей, такой стол мог стать наилучшим решением.
Чайная комната
Чайная комната в ХIХ веке была в каждом шляхетском доме и служила связующим звеном между кухней, которая находилась в одном из флигелей, и столовой. Слуги приносили сюда уже готовые кушанья, сервировали блюда, а затем подавали их в столовую. На печи подогревали еду, ставили самовар. Заваривали чай и кофе сами хозяева, поскольку колониальные напитки в те времена были очень дорогими.
Парадная гостиная
Самая большая комната в доме – это парадная гостиная. В центре ее на ковре 70-х гг. ХІХ века московской фабрики в Завидово расположен гарнитур орехового дерева 1830-х гг. – диван, два кресла и стол на львиных ножках. Ярко-жёлтого цвета древесина тонирована под красное дерево. Здесь же разместили наборного дерева поставец и овальный столик, масляную лампу ХIХ века по рисункам зодчего К. Росси, мраморные скульптуры «Голова Данте Алигьери» работы итальянского мастера начала ХIХ в. и «Поцелуй Амура» – реплика известной композиции Антонио Кановы (1757–1822).
Музыкальная гостиная
В музыкальной гостиной музея основным действующим экспонатом является рояль первой половины ХIХ века фирмы «Менцель».
На стенах картины «Минерва, покровительствующая музам науки и искусства» кисти Тадеуша Кунтце (1731–1793), «Охота на вепря» и «Пейзаж» западноевропейских художников конца ХVIII века.
Сегодня музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века» продолжает культурные традиции дворянской усадьбы. Здесь проходят выставки, вечера старинной, камерной, духовной музыки, звучат романсы. Устраиваются презентации и конференции, творческие встречи с поэтами, писателями, художниками.
Сычева Наталья Викторовна возглавляла филиал Национального художественного музея Республики Беларусь «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века» с 2000 по март 2015 года.
С апреля по декабрь 2015 года заведующим филиалом являлся Вечер Сергей Владимирович.
С весны 2016 года и по настоящее время заведующий филиалом – Яцевич Светлана Адольфовна.